Вопрос-ответ18.12.2020 В Управление поступило обращение по поводу получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии: "После получения разрешений в 2020 г. я вышла замуж и поменяла фамилию. Требуется ли менять разрешения? если, да, то укажите на основании какого документа?" ОТВЕТ:Согласно п. 93 «Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.12.2018 № 623 (далее - Регламент), разрешение подлежит переоформлению при изменении фамилии или имени или отчества заявителя. Перечень документов, представляемых заявителем с заявлением о переоформлении выданного разрешения, включает в себя следующие документы (п. 33 Регламента): 1. сопроводительное письмо организации, в котором указываются причины переоформления разрешения (с приложением подтверждающих документов); 2. копия должностной инструкции, содержащая перечень норм и правил в области использования атомной энергии, требования которых распространяются на ведение работ по занимаемой (замещаемой) должности (для руководящего персонала допускается представлять иной документ, содержащий сведения о должностных обязанностях по руководству работами с указанием основных функций и обязанностей в области использования атомной энергии, для руководителя - копия устава организации); 3. оригинал ранее выданного разрешения с приложением условий действия разрешения. 09.11.2020 В Управление поступило обращение по поводу незаконного размещения рекламных щитов в г.Новосибирске: "На пересечении ул. Ильича и пр. Весеннего, на нечетной стороне ул.Ильича, размещен большой рекламный щит, призматрон. Указанный рекламный щит размещен в охранной зоне воздушной линии электропередачи (ВЛ). При этом, верхний край щита расположен выше ВЛ так, что электрические провода лежат поверх щита. Размещение рекламных конструкций в охранной зоне ВЛ - это нарушение федерального законодательства, в частности, Постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009, согласно которому в охранных зонах энергообъектов запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства." Ответ: Так как, рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию Управления, оно было перенаправлено в Мэрию г.Новосибирска.
07.10.2020 В Управление поступило обращение от компании являющейся производителем газоаналитического оборудования. "Есть потребность в получении лицензии на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок. Просим предоставить контакты по решению данного вопроса, процедуру получения лицензии, перечень необходимых документов, образцы документов и реквизиты". Ответ: На Ваше обращение от 07.10.2020 сообщаем: 1. Консультацию по вопросам получения лицензии на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок можно получить в Отделе надзора за проектированием, конструированием, изготовлением и инспекций в Нижегородской области Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (телефон для связи (831) 275-26-62). 2. Процедура получения лицензий изложена в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2014 № 453. 3. Перечень документов необходимых для получения лицензий на конструирование и изготовление оборудования изложен в пунктах 7 и 8 приложения 3 Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2014 № 453. 4. Образцы заявлений на получение лицензий и реквизиты для оплаты государственной пошлины можно найти на сайте Волжского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора в разделе «Деятельность-Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии» (http://vol-nrs.gosnadzor.ru/activity/license/). 01.09.2020 В Управление поступило обращение о фактах несоответствия действующим нормам и правилам эксплуатации электроустановок в МУП «Балаковоэлектротранс» (г.Балаково, Саратовская область): «Это касается головного предприятия (троллейбусного парка), где наряду с троллейбусами эксплуатируются автобусы (хотя парк не проектировался и не предусматривает их наличие). В рамках Вашей компетенции прошу провести внеплановую проверку, дать оценку деятельности этого предприятия». Ответ: Так как, рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию Управления, оно было перенаправлено Главе Балаковского муниципального района А.А.Соловьеву. 05.08.2020 В Управление был перенаправлен запрос из Уральского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора о предоставлении сведений об организациях с наличием лицензий на выполнение работ: "Сооружение ядерной установки и радиационного источника. Объекты применения деятельности: сооружения и комплексы с промышленными ядерными реакторами; сооружения и комплексы с экспериментальными ядерными реакторами; сооружения комплексы с исследовательскими ядерными реакторами; сооружения, комплексы, установки с ядерными материалами, предназначенные для производства, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов". Ответ: По Вашему запросу рекомендуем ознакомиться с перечнем организаций, имеющих лицензии на деятельность в области использования атомной энергии на официальном сайте Волжского МТУ по надзору за ЯРБ по ссылке http://www.vol-nrs.gosnadzor.ru/activity/control/perechen-organizatsiy.php. Кроме того, по ссылке: http://www.gosnadzor.ru/service/list/reestr_licences_170fz/?orgName=&inn=&licNum=&ogrn=&licAct=11&active=1 можно также получить Сведения из реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170.
27.07.2020 В Управление поступил вопрос о получении лицензии на сооружение, эксплуатацию ядерных установок и изготовление оборудования для них: «Для получения лицензии на сооружение, эксплуатацию ядерных установок и изготовление оборудования для них какие предъявляются требования? Интересуют следующие конкретные требования: По кадровому составу: -какое количество работников необходимо; -с каким образованием; -повышение квалификации (периодичность, темы); -стаж (на каких должностях, или области); -нужна ли им аттестацияпо промышленной безопасности? (всем или только руководителям? По каким областям?); По материально-технической базе: -какое оборудование, машины, механизмы должны быть; -какие требования к месту осуществления деятельности?
Также интересует периодичность проведения проверок по лицензии после ее получения. Ответ: Для получения лицензии Вы можете подать заявление и комплект документов (в зависимости от вида деятельности, который Вы намерены осуществлять) в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 №280 и «Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2014 № 453, заплатить госпошлину за предоставление лицензии. Положение о лицензировании, Административный регламент, образец заявления и образец платежного поручения Вы можете найти на сайте Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора – www.vol-nrs.gosnadzor.ru. 21.07.2020 В Управление было перенаправлено из Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора обращение о внесении предприятия в реестр организаций осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники пятой категории опасности. "Каким образом происходит оформление и какие документы необходимо предоставить?" Ответ: Регистрация организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории опасности осуществляется в соответствии с требованиями "Правил регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности", утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.11.2012 №1184 (далее - Правила). Уведомление должно направляться в регистрирующий орган по форме, установленной приказом Ростехнадзора от 29.10.2013 №505 "Об утверждении формы уведомления об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности", в соответствии с требованиями п. 8 Правил. На сайте Управления размещены форма Уведомления и образец заполнения Уведомления Обращаю Ваше внимание, если у организации на момент составления Уведомления отсутствуют сведения, подлежащие обязательному представлению в регистрирующий орган, то в графе, где необходимо указать данные сведения, ставится соответствующая отметка, например: прочерк или "нет". 18.02.2020 В Управление поступил вопрос о предоставлении отчета о состоянии радиационной безопасности: "Наша организация получила лицензию на обращение с радиактивными веществами при их транспортировании и на эксплуатацию радиационных источников-не относящихся к ядерным установкам аппаратов, в которых содержатся радиоакивные вещества. Ежегодно организация должна предоставлять отчет о состоянии радиационной безопасности. Возможно ли предоставление такого отчета в электронном виде и куда его следует отправлять?" Ответ: В связи с тем, что условия действия упомянутых выше лицензий не содержат требований о предоставлении Отчетов на бумажном носителе, а также с учетом п. 17 "Положения о составе и содержанию отчета о состоянии радиационной безопасности в организациях, использующих радионуклидные источники (утв. приказом Ростехнадзора от 22.01.2010 № 29), может быть представлен Отчет в электронном виде (передан на диске или по электронной почте) по согласованию с Волжским МТУ по надзору за ЯРБ.
21.11.2019 В Управление поступил запрос от депутата Законодательного Собрания Кировской области, о предоставлении информации об установленных на территории Кировской области местах захоронения радиоактивных элементов. Ответ: Фрагменты оборудования и грунта, подвергшиеся загрязнению радиоактивными веществами, в результате прошлой деятельности, производившейся в отдельных цехах на промышленной площадке открытого акционерного общества «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П.Константинова» (в г. Кирово-Чепецк Кировской области), собраны в хранилища по месту образования таких материалов, огорожены, обозначены знаками, предупреждающими о присутствии опасности и приводятся в безопасное состояние Федеральным государственным унитарным предприятием «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО». Государственным заказчиком-координатором по программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года», предусматривающей проведение указанных выше работ, является - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». О местах, на территории Кировской области в которых радиоактивные вещества захоронены незаконно, Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора информацией не располагает.
16.10.2019 В Управление поступил вопрос от ООО "Технодизель: Наша организация хочет приобрести лицензию Ростехнадзорра для работы по следующим видам деятельности: -размещение объектов использования атомной энергии; - сооружение ОИАЭ; - эксплуатация ОИАЭ; -вывод из эксплуатации ОИАЭ; - обращение с ядерными материалами; -обращение с радиоактивными веществами; -обращение с радиоактивными отходами; -использование ядерным материалов при проведении НИР и ОКР; - использование радиоактивных веществ при проведении НИР и ОКР; - проектирование и конструирование ОИАЭ; - конструирование оборудования для ОИАЭ; - изготовление оборудования для ОИАЭ. Что требуется для приобретения данной лицензии?Ответ: Для получения лицензии ВАм необходимо направить в адрес Волжского МТУ по надзору за ЯРБ заявление и комплект документов, согласно требованиям Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 №280, а также Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утверждённым приказом Ростехнадзора от 08.10.2014 №453.
17.09.2019 В Управление поступил запрос от редакции интернет-журнала "7Х7" 1. В 2013-2015 годах ФГУП «РосРао» проводило в г. Кирово-Чепецке работы по приведению в безопасное состояние объектов, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе хранилища радиоактивных отходов (цезий 137, стронций 90, уран 234, уран 238, плутоний 239, плутоний 240, америций 241) без разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Нанятые для перекладки ливневой канализации рабочие предполагают, что технология работ была нарушена, из-за чего стыки трубы (пластмасса, диаметр 1,2 метра) могут разойтись, а глиняная стена могильника размываться ― а отходы попадать в воду и почву.
2. Какими способами, методами можно определить, что размывание стены хранилища произошло? Ответ: В 2014 году Волжским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее – Волжское МТУ) было получено обращение заместителя председателя Правительства Кировской области о нарушениях, допущенных ФГУП «РосРАО» при проведении работ по проектной документации «Приведение в безопасное состояние объектов федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», находящихся на промышленной площадке открытого акционерного общества «Кирово-Чепецкий химический комбинат им Б.П. Константинова (г. Кирово-Чепецк Кировской области)», подвергшихся радиационному воздействию в результате прошлой деятельности» по адресу 613040, Кировская обл., г.Кирово-Чепецк, пер. Пожарный, д.7. В обращении фигурировала просьба о проведении проверки правомерности и законности проводимых работ. По данному обращению с 01.04.2014 по 03.04.2014 Волжским МТУ была проведена выездная проверка деятельности ФГУП «РосРАО» на данном объекте. В процессе проверки были выявлены нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений №384-ФЗ от 30.12.2009 допущенные ФГУП «РосРАО», такие как: отсутствие положительного заключения Главгосэкспертизы России на проектную документацию, отсутствие разрешения на строительство, не извещение органа государственного строительного надзора (Волжского МТУ) о начале проведения строительных работ на объекте. В результате чего на ФГУП «РосРАО» были наложены административные наказания в виде денежных штрафов. Кроме того, ФГУП «РосРАО» было предписано приостановить строительные работы до устранения нарушений градостроительного законодательства. Работы временно были приостановлены. Однако ФГУП «РосРАО», игнорируя законные требования, самовольно с 13.08.2014 возобновило работы в рамках вышеуказанного проекта. Подрядной организацией по реализации проекта было АО «НЭПТ». В связи с возобновлением работ должностными лицами Волжского МТУ было возбуждено дело об административном правонарушении за не исполнение предписания в отношении ФГУП «РосРАО» и передано на рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области. Кроме того, Волжским МТУ было направлено обращение в Московскую городскую прокуратуру для принятия мер, установленных законом, в отношение ФГУП «РосРАО» по адресу нахождения юридического лица. Замосковорецкой межрайонной прокуратурой г. Москвы в адрес ФГУП «РосРАО» 05.05.2015 было внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. ФГУП «РосРАО» не смотря на представление прокуратуры продолжило выполнение работ ссылаясь на якобы отсутствие нарушений законодательства, и то что прекращение работ может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения Кировской области, а также что оно реализует конституционные права граждан Российской Федерации на благоприятную среду и достоверную информацию о ее состоянии. В итоге все работы, проводимые на площадке ФГУП «РосРАО» силами АО «НЭПТ» осуществлялись без разрешения на строительство и без государственного строительного надзора. Работы велись согласно не утвержденной в установленном порядке проектной документацией, к тому же не имеющей положительного заключения государственной экспертизы (нарушение требований ст.ст.49, 51, 52, 54 Градостроительного кодекса РФ, ст. 39 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений). В 2016 году по обращениям гр. Кошкина О.И. о некачественно выполненной работе по прокладке ливневой канализации К-2 в рамках вышеуказанного проекта прокуратурой города Кирово-Чепецка с участием представителей Ростехнадзора было проведено расследование деятельности ФГУП «РосРАО» и его подрядных организаций. Представителями Ростехнадзора к материалам расследования приложено свое мнение по данной тематике. Нарушения технологии строительного производства, о которых говорится в обращениях, могли быть допущены подрядными организациями вследствие указанных выше нарушений, допущенных застройщиком – ФГУП «РосРАО». Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен порядок осуществления строительства (реконструкции) на особо-опасных и технически сложных объектах капитального строительства, в перечень которых входят объекты использования атомной энергии, такие как пункты хранения радиоактивных отходов. Кодексом также установлен порядок осуществления государственного строительного надзора. Т.к. орган государственного строительного надзора, в данном случае Волжское МТУ, не имело возможности осуществлять надзор из-за отсутствия легитимной, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство, представителями Ростехнадзора на объектах капитального строительства Кирово-Чепецкого отделения ФГУП «РосРАО» государственный строительный надзор не осуществлялся. Организации, выступающие в качестве подрядных на объектах использования атомной энергии имеют право выполнять работы только при наличии лицензий Ростехнадзора на деятельность в области использования атомной энергии, дающих право выполнять строительные и монтажные работы и предоставлять услуги эксплуатирующим организациям, таким как ФГУП «РосРАО» (ст.26, ст. 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ от 21.11.1995), а также в установленных случаях являться членами саморегулируемых организаций в области строительства (СРО) и иметь специальный допуск СРО (обязательное требование, действовавшее до середины 2018 года). Однако у привлеченной на субподряд организации ООО «Интехпроект» специальных лицензий и допусков, дающих право выполнять строительные работы на данном объекте, не было. Кроме того, ООО «Интехпроект» привлекло к работам по устройству коллектора ливневой канализации К-2, проходящее вдоль хранилища радиоактивных отходов, бригаду неорганизованных рабочих, возглавляемой Кошкиным О.И., не имеющей никаких разрешительных документов и документов, подтверждающих квалификацию работников, что являлось грубым нарушением требований законодательства. Со слов представителей ФГУП «РосРАО» и АО «НЭПТ» на объекте осуществлялся строительный контроль. Однако Волжское МТУ считает, что контроль не осуществлялся надлежащим образом, не соблюдались требования нормативных и правовых актов в области строительного контроля. Ведение Общего и специальных журналова работ и оформление исполнительной документации также осуществлялось с нарушениями и не всегда с соблюдением нормативной документации. О качестве выполненных работ при устройстве ливневой канализации К-2 по представленной прокуратуре исполнительной документации: актам скрытых работ, приложенным к ним исполнительным геодезическим схемам и документам о качестве примененных материалов однозначного вывода сделать невозможно. Качество выполнения железобетонных колодцев и качество врезки в них полиэтиленовых труб при визуальном осмотре нареканий не вызвало. Однако о качестве всех выполненных работ в натуре можно судить только проведя независимую строительную экспертизу. На основании объяснений представителя АО «НЭПТ» и приложенной к ним исполнительной геодезической схемы, а также изучения графических материалов проекта (чертежей) можно прийти к выводу, что уровень нижней отметки коллектора (отм.118.20 м) находится ниже уровня дна хранилища радиоактивных отходов (отм.123.30 м) на 5 м. В штатном эксплуатационном режиме вода из ливневого коллектора К-2 не должна выйти за пределы трубы и колодцев, а при нештатной ситуации (большой подпор воды и выход вод за пределы коллектора), вода до дна хранилища вряд ли достанет, и размыва массива радиоактивных отходов не произойдет. Целостность хранилища радиоактивных отходов зависит, в том числе, от качества выполнения защитного экрана и системы отвода атмосферных осадков. Кроме того, Кирово-Чепецкое отделение Приволжского ТО ФГУП «РосРАО» должно постоянно обеспечивать: мониторинг за целостностью насыпи хранилища и защитных экранов, дренажной системы; радиационный контроль в наблюдательных скважинах и контроль за миграцией радионуклидов. При выявлении размыва откосов хранилища, необходимо сразу же обеспечить ремонтно-восстановительные работы. С программой производственного контроля Вы сможете ознакомиться непосредственно в эксплуатирующей организации Кирово-Чепецком отделении Приволжского ТО ФГУП «РосРАО». С материалами расследования Кирово-Чепецкой городской прокуратурой Вы можете ознакомиться непосредственно обратившись в прокуратуру.
07.08.2019 Вопрос: В Управление поступил вопрос от ООО "Аэропортовый грузовой комплекс" расположенный на территории аэропорта "Международный аэропорт Пермь" - Требуется ли наличие самого проекта (проектных материалов) по вновь вводимому в эксплуатацию или строительству (реконструкции) уже существующего здания под пункт временного хранения открытых радионуклидных источников ионизирующего излучения находящихся в заводских транспортных контейнерах, поставляемых авиационной транспортной компанией? Какая организация имеет право выполнения данного вида работ? Если требуется наличие лицензии, то какой перечень оказываемых услуг должен быть указан в регламенте действующей лицензии? Ответ: В соответствии с требованием части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией. Для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с требованием части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ выполняются инженерные изыскания. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. В соответствии с требованием части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено частью 2_1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. В соответствии с требованием части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. В соответствии с требованием части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации. Вопрос: Требуется ли проведение отдельной экспертизы или иного согласования с надзорными органами на проектные материалы строительства (реконструкции) пункта временного хранения открытых радионуклидных источников ионизирующего излучения? Требуется ли фактическая необходимость строительства (ввода в эксплуатацию, или реконструкции существующего здания) под пункт временного хранения открытых радионуклидных источников ионизирующего излучения? Ответ: Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с требованием пункта 1) части 1 статьи 48_1 Градостроительного кодекса РФ относятся к особо опасным и технически сложным объектам в связи с этим согласно требованием пункта 1) части 3_4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация и результаты инженерных изысканий вышеуказанных объектов подлежат Государственной экспертизе РФ. После получения положительного заключения проектной документации выданного Государственной экспертизой РФ, в соответствии с требованием части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ необходимо получить разрешение на строительство выданное, согласно требованиям пункта 2) части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии с требованием части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Помимо вышеуказанного, сооружение пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, согласно требованиям статьи 26 ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ подлежит лицензированию и, соответственно, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии должны иметь соответствующие лицензии. Коды лицензируемых видов деятельности и объектов применения в соответствии с приказом Ростехнадзора от 23 апреля 2015 года № 165 будут: для проектной организации – 10-306, для застройщика и лица осуществляющего строительство - 02-306. Так же поясняю, что строительство (или реконструкция) пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с требованием пункта 1, 2 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ подлежит государственному строительному надзору и согласно требования части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти извещение о начале таких работ, к которому прилагаются документы согласно требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Вопрос: Требуется ли получение лицензии ООО «Аэропортный грузовой комплекс» на эксплуатацию пункта временного хранения открытых радионуклидных источников ионизирующего излучения? Ответ: В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» вид деятельности в области использования атомной энергии, как эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ подлежит лицензированию. Деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию, не допускается без наличия лицензии на ее проведение. Порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии». Порядок, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии определены Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2014 № 453. В связи с изложенным выше, ООО «Аэропортный грузовой комплекс», требуется получать лицензию на эксплуатацию пункта хранения, предназначенного для хранения радиоактивных веществ.
30.07.2019 Вопрос: В Управление поступил вопрос от организации ЗАО "Волмаг"- У нас заканчивается срок действия лицензии. Для получения новой нужно писать заявление о предоставлении лицензии? Я так поняла, что переоформление лицензии осуществляется в случае смены наименования организации, смены местонахождения и т.д. и новая лицензия имеет срок окончания тот же, что и в старой? Ответ:Согласно "Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" , утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 №280 и "Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии" утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2014 №453 при окончании срока действия лицензии необходимо получить новую лицензию. Согласно п. 42 Положения о лицензировании переоформление лицензии необходимо при реорганизации юридического лица в форме преобразования , изменения его метонахождения или наименования. Для получения новой лицензии вы можете подать заявление и комплект документов, в Соответствии с Положением о лицензировании и Административным регламентом, заплатить госпошлину за предоставление лицензии.
12.07.2019 Вопрос: В Управление поступил вопрос от организации ООО Проектно-строительная организация "Аналитика" (Республика Башкотростан г.Уфа) : У организации есть лицензия Федеральной службы по надзору за в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (размещение ИИИ, проектирование средств радиационной защиты ИИИ). Планируется получить лицензию Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на проектирование и конструирование радиационных источников, пунктов хранения. Где необходимо проходить обучение? Ответ: Ростехнадзор не имеет полномочий в части установления порядка и проверки знаний у работников, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги эксплуатирующим организациям, должны сами устанавливать порядок обучения и аттестации своих работников на знание требований норм и правил в области использования атомной энергии.
23.04.2019 ВОПРОС: В Управление поступил вопрос от организации ООО "Авиакомпания Волга-Днепр"по получению разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии. В Условиях действия разрешений сказано о необходимости прохождения медосмотров и психофизиологических обследований в установленные сроки-какова периодичность прохождения медосмотров и какими нормативно-правовыми документами это регламентируется? ОТВЕТ:Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 № 233 утверждены «Требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии» (далее - Требования) и «Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания» (далее – Перечень). В п. 1 Требований определено следующее: «Объекты использования атомной энергии являются потенциальными источниками промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека. Для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии». Соответственно, для работников, должности которых входят в Перечень, периодические (ежегодные) медицинские и психофизиологические обследования обязательны.
продукции, применяемой на объекте использования атомной энергии, в т.ч. атомной станции, в качестве элементов объекта использования атомной энергии, отнесенных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности, за исключением ядерных материалов и отработавшего ядерного топлива. Согласно приложению №2 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2015 №522, к элементам АС (элементам) относятся строительные конструкции, оборудование, приборы, трубопроводы, средства измерения, контроля, управления и автоматики, кабели и другие изделия, обеспечивающие выполнение заданных функций самостоятельно или в составе систем и рассматриваемые в проекте АС в качестве структурных единиц при выполнении анализов надежности и безопасности. Перечисленные в Вашем письме изготавливаемые строительные конструкции, относящиеся к классам безопасности 2, 3 по НП-001-15, являются элементами АС, следовательно должны проходить оценку соответствия согласно п.5 требований НП-071-18. Правила НП-071-18 устанавливают требования к проведению оценки соответствия продукции в формах: экспертизы технической документации; испытаний; контроля; приемки; решения о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии; обязательной сертификации продукции; регистрации (п.6). Согласно п.п. 7, 8 правил участниками работ по оценке соответствия являются, в т.ч., разработчики, изготовители (поставщики) продукции, а также иные организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии. Участники работ по оценке соответствия обязаны предоставлять сведения о результатах оценки соответствия продукции и доказательные материалы по запросам, направленным в рамках компетенции: а) эксплуатирующей организации; б) специализированной организации при оценке соответствия в форме приемки; в) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация); г) Ростехнадзору; д) федеральным органам исполнительной власти в пределах полномочий, определенных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, органам судебной власти, органам прокуратуры и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с размещением и исполнением заказов на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии. В соответствии с п.44 НП-071-18 Планом качества и (или) заключением о приемке в порядке, установленном ГОСТ Р 50.06.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия продукции в форме приемки. Порядок проведения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2131-ст оформляются результаты оценки соответствия продукции в форме приемки. Согласно п. 38 НП-071-18 Оценка соответствия продукции в форме приемки осуществляется посредством участия на предприятии-изготовителе и его субподрядных организациях представителей эксплуатирующей и (или) привлекаемой ею специализированной организации в контрольных операциях (испытаниях) продукции; наблюдения за ходом технологических и контрольных операций (испытаний); проверки отчетной документации по результатам проведения соответствующих операций.
06.03.2019 ВОПРОС: В Управление поступил вопрос от организации являющейся производителем приборов и систем контроля вибрации и вибродиагностики. Какие лицензии или сертификаты необходимо получить для установки наших приборов на объектах атомной энергетики? ОТВЕТ: Деятельность по конструированию и изготовлению оборудования для объектов использования атомной энергии является лицензируемым видом деятельности. При этом под термином «оборудование» подразумеваются элементы объекта использования атомной энергии, отнесенные разработчиком проекта объекта использования атомной энергии в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности по степени влияния на безопасность объекта. Таким образом, необходимость лицензирования Вашей деятельности зависит от того, как разрабатываемые и изготавливаемые Вашим предприятием элементы систем блока АС классифицируются по степени влияния на безопасность разработчиком проекта. Одновременно сообщаем, что процедура получения лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии регламентируется "Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 и "Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии", утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.10.2014 № 453 (в редакции приказа Ростехнадзора от 24.10.2017 3 444)
24.01.2019 ВОПРОС: В Управление поступило обращение от КОГБУЗ "Кировский областной клинический онкологический диспансер" с просьбой о разъяснении обязательности прохождения психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии. ОТВЕТ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 № 233 утверждены «Требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии» (далее - Требования) и «Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания» (далее – Перечень). В п. 1 Требований определено следующее: «Объекты использования атомной энергии являются потенциальными источниками промышленных аварий со значительными негативными последствиями для окружающей среды и человека. Для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (ежегодные) медицинские осмотры и психофизиологические обследования работников объектов использования атомной энергии». Соответственно, для работников, должности которых входят в Перечень, периодические (ежегодные) психофизиологические обследования обязательны.
|