"Телефон доверия" для приёма сообщений о фактах нарушений на поднадзорных объектах (8453) 66-93-00 доб. 1019
Уважаемые посетители сайта! На сайте ведутся работы, возможны временные перебои. Приносим извинения за возможные неудобства.  

Вопросы заданные во время обсуждения результатов правоприменительной практики и ответы на них

1. Вопрос: Когда ВМТУ по надзору за ЯРБ получит разрешение на аттестацию экзаменационной комиссии в области использования атомной энергии? (для предприятий).

Ответ: Участие представителей Волжского МТУ по надзору за ЯРБ в аттестации экзаменационных комиссий организаций в области использования атомной энергии не предусмотрено нормативными документами.

"Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (РД 03-19-2007) которым предусмотрено аттестация членов аттестационных комиссий организаций в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора (п. 20 РД 03-19-2007) не распространяется на деятельность в области использования атомной энергии.

2. Вопрос: Лицензирование в области использования атомной энергии предприятий чья деятельность связана с добычей и переработкой нефти и газа, в процессе чего образуются материалы (нефтешлам, РВ, оборудование с РВ) с повышенным содержанием природных радионуклидов.

Ответ: В случае, если в процессе осуществления деятельности, связанной с добычей и переработкой нефти и газа, образуются (накапливаются) материалы, содержащие радиоактивные вещества в количествах и с активностью более, чем установлено в приложении 1 к Федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), либо если такие материалы образовались ранее, на данные объекты распространяются требования Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ст.3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии").

Решение об отнесении образующихся (и/или ранее накопленных) материалов (содержащих радиоактивные вещества в количествах и с активностью более, чем установлено в Федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии) к категориям, указанным в статье 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", и определение состава и границ объектов принимается уполномоченным лицом организации, в деятельности которой образовались (и/или накопились) такие материалы (п.6 "Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 1494).

Правила, по которым твердые и жидкие отходы, образующиеся при добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, относятся к радиоактивным отходам - определены в пп. 4 и 5 "Критериев отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 № 1069).

Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, подлежащих лицензированию, приведен в ст. 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Для предприятий, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых, в результате совершения производственных операций с которыми происходит отложение (накопление) материалов с природными радионуклидами в повышенных концентрациях, характерными являются следующие виды деятельности в области использования атомной энергии:

а) обращением с радиоактивными веществами, в том числе при их хранении (ст. 4 Федерального закона "Об использовании атомной энергии");

б) обращение с радиоактивными отходам - с момента отнесения материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, к радиоактивным отходам (ст. 28 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Осуществление деятельности в области использования атомной энергии, подлежащей лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия лицензии на ее проведение (ст.26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии").

Требования к документам, предоставление которых необходимо для получения лицензии определены:

а) пп. 9-10 "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280);

б) приложением № 3 к "Административному регламенту предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии" (утвержденному приказом Ростехнадзора от 08.10.2014 № 453, действующему с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 24.10.2017 № 444).

В соответствии с утвержденным разграничением полномочий при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии между центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами, выдача лицензий на обращение с радиоактивными веществами и обращение с радиоактивными отходами - отнесена к компетенции центрального аппарата Ростехнадзора.

3. Вопрос: По требованию заказчика, подрядная организация должна осуществлять хранение информации о дозозатратах персонала в электронной базе данных для последующей передачи в ЕСКИД. Какие существуют эл.базы данных , которые имеют доступ в ЕСКИД? Разъяснение требований ОСПОРБ 99-2010 и МУ 2.6.5.28-2016 в части хранения информации по дозозатратам в электронной базе данных для последующей передачи в ЕСКИД и распространение данных требований на организации, оказывающие услуги эксплуатирующей организации.

Ответ: Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора не осуществляет контроль за учетом и передачей информации о дозозатратах персонала. Единая система контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (ЕСКИД) является частью подсистемы Минздрава России. За разъяснениями необходимо обратиться в ФМБА России, осуществляющими контроль за выполнением требований ОСПОРБ 99-2010 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», МУ 2.6.5.28-2016 «Определение индивидуальных эффективных и эквивалентных доз и организация контроля профессионального облучения в условиях планируемого облучения. Общие требования».

4. Вопрос: Формирование реестра (информационной базы) организаций осуществляющих деятельность по обучению и проверке знаний членов аттестационной комиссии предприятий по проверке знаний персонала предприятия в области использования атомной энергии. Если не планируется изменений законодательства в части проверки знаний, то инициировать.

Ответ: Формирование реестра (информационной базы) организаций осуществляющих деятельность по обучению и проверке знаний членов аттестационной комиссии предприятий осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии не относится к компетенции Ростехнадзора.

В соответствии с п. 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с "Положением о лицензировании образовательной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, лицензирование образовательной деятельности и ведение сводного реестра выданных лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Сводный реестр лицензий размещен на сайте Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru/ru/.

5. Вопрос: Мероприятия по проведению работ в период проведения ЧМ FIFA -2018.

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 года № 689 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» утверждены Правила приостановления деятельности опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества, расположенных в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, на период введения указанных мер, (далее – Правила).

В соответствие с требованием Правил приостановление деятельности организаций осуществляется путем временного прекращения работ и операций, связанных с повышенной опасностью и несущих риски возникновения аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях, на оборудовании, агрегатах и иных объектах.

Конкретный перечень организационных и технических мероприятий по временному прекращению работ, в соответствие с п. 5 Правил, определяются руководителем организации, в которых используются источники ионизирующего излучения.

Временное прекращение работ осуществляется в соответствие с приказом руководителя организации, согласованным с межведомственным оперативным штабом, либо созданными в соответствующих субъектах Российской Федерации оперативными штабами по обеспечению безопасности в период проведения чемпионата мира.

Приказ о временном прекращении работ должен содержать перечень производственных участков (площадок, цехов), зданий, сооружений, оборудования, агрегатов и иных объектов, работы на которых прекращаются, а также сроки прекращения и возобновления таких работ.

В случае невозможности временного прекращения работ, руководитель организации обязан представить в межведомственный оперативный штаб (оперативный штаб в субъекте Российской Федерации) мотивированное предложение с обоснованием невозможности временного прекращения работ на соответствующих производственных участках, оборудовании и агрегатах.

Результаты рассмотрения приказа и мотивированного предложения оформляются решением межведомственного оперативного штаба либо оперативного штаба в субъекте Российской Федерации.

Организация составляет акт о временном прекращении работ, который подписывается руководителем организации.

Копии приказа и акта о временном прекращении работ направляются организацией в межведомственный оперативный штаб (оперативный штаб в субъекте Российской Федерации), а также в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в отношении соответствующего опасного объекта.

Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации определен Перечень опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества, расположенных в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности при проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, деятельность которых приостанавливается на период введения указанных мер (далее – Перечень).

В соответствие с п. п. 2, 3 Перечня, в данную категорию организаций включены, в том числе:

- эксплуатирующие организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в соответствие с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях);

- организации, осуществляющие деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Волжским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в организации, осуществляющие свою деятельность в области использования атомной энергии, расположенные в Республиках Татарстан и Мордовия, Нижегородской и Самарской областях в текущем году были направлены уведомления о необходимости временного прекращения работ на период ввода усиленных мер безопасности, в том числе и рекомендации по приостановлению транспортирования радиоактивных веществ, радиационных источников и радиоактивных отходов по территориям вышеуказанных субъектов Российской Федерации.

6. Вопрос: Квалификация инспекторского состава (инспекторов), какие имеются требования, критерии для данного должностного лица. Взаимоотношения и правила поведения при инспекционных проверках. Имеются случаи субъективного подхода к вопросам обеспечения безопасности и соблюдения требований (НП) на своё усмотрение.

Ответ: В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к государственным гражданским служащим предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Взаимоотношения и правила поведения при инспекционных проверках.

В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору разработан и утвержден приказом руководителя Службы от 28.06.2011 № 328 «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», который представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Ростехнадзора независимо от замещаемой ими должности.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса этики подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Информируем Вас о том, что в Волжском МТУ по надзору за ЯРБ работает телефон «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции со стороны государственных служащих управления , а именно:

злоупотребление служебным положением;

дача взятки;

получение взятки;

злоупотребление полномочиями;

коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения.

ТЕЛЕФОН «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» 8 (8453) 66-93-18.

Часы приема сообщений: ежедневно с 08.00 до 17.00, в пятницу с 08.00 до 12.00, кроме выходных и праздничных дней.

В целях реализации поручения руководителя Ростехнадзора от 22.10.2014 года №ПЧ-24 каждый первый четверг месяца проводится "прямая линия" с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Ростехнадзора, с использованием телефона "горячей линии".

Также сообщение можно оставить на сайте Волжского МТУ по надзору за ЯРБ в разделе «Противодействие коррупции/ Обратная связь для сообщений о фактах коррупции».

7. Вопрос: Возможно ли получение лицензии на право эксплуатации источника, без наличия данных источников на балансе организации.

Ответ: Да возможно.

1) В соответствии с шестым абзацем статьи 26 Федерального закона №170-ФЗ "Об использовании атомной энергии":

"Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение".

2) Подпунктом б) статьи 9 "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" разрешено представлять в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, где указывает лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, адрес и наименование объекта использования атомной энергии, на котором или в отношении которого планируется осуществлять деятельность, а также срок действия лицензии", в том числе к заявлению прилагается 3 комплекта документов, обосновывающих обеспечение безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии.